воскресенье, 13 декабря 2009 г.

"Мама, я хипстер!"

«Давайте выпьем, товарищи хипстеры!» - пытаясь перекричать музыку, высказалась светловолосая модница. Компания ребят,  заседающих каждую субботу в «Солянке», дружно подняла бокалы, фужеры, рюмки и с восторженными визгами чокнулась. Девушки поголовно были одеты в черное, часть из них была в аскетичных платьицах, часть - в ультрамодных кожаных леггинсах, на ногах были чудаковатой формы туфли.







На юношах же были либо застегнутые на все пуговицы рубашки, либо футболки с яркими принтами, стройные ноги были умело подчеркнуты дудочками, а волосы были растрепаны. У кого-то на лице красовались очки в огромных неуклюжих оправах, у кого-то модель
wayfires от ray ban, точь-в-точь, как у Одри Хепбен в «Завтраке у Тиффани». Впрочем, их завтраки были совсем в иных местах - в «Прайме» на Камергерском, ну или в «Люди как люди», или в той же самой «Солянке». «Мне мама сегодня говорит: да переезжай ты уже в эту свою Солянку. Ты и в будни обедаешь там, и на выходных тусуешься. А я ей и говорю: С РАДОСТЬЮ!» - все еще продолжала та светленькая особа.
Потом эта странная толпа ринулась на танцпол, где в тот момент играл нью-рейв в духе 80-ых.
В это время мое внимание захватил юноша, одиноко куривший на кожаном диванчике. Мы с ним начали обсуждать вечеринку и присутствующих на ней. Я не смогла не использовать возможности и не поговорить с ним о нем самом - о типичном московском хипстере.



-  Ты хипстер, Вась?
- Милая, ни один настоящий хипстер с роду не признается, что он хипстер. Фразочками в духе «Мама, я хипстер» слишком полюбили разбрасываться14-летние подростки, которые как обычно все в их возрасте, слепо следуют моде. Они рассуждают о родной «Солянке», в которой ни разу не были, на самом деле, носят свои скинни, клетчатые рубашечки, слушают индюшатинку, посещают все-все-все выставки на «Винзаводе», смотрят артхаус, читают заумные книжки, хоть и не понимают их, а потом направо и налево начинают любую фразу с «Вот мы, хипстеры…», ну и конечно, любят влезать в спор о хипстерах, не забывая вставлять свои 5 копеек в духе «Да, я хипстер и не стыжусь этого!». Вот меня они раздражают, если честно, никакие они не хипстеры. Ну вот они же как эти аренбишники! Они же также глупо поклоняются брендам, так зависят от всего: от моды, от друзей-хипстеров, от рейтинга на lookatme, о том, что о них подумают, если они признаются, что любят на самом деле фильм «Сумерки», детективы Донцовой и не знают больше одной песни The Smiths. Им трудно пока понять, что в 14-15 лет нужно быть самим собой и послать к чертям весь этот «типа стиль» и прекратить уже ходить по выходным в «Подвал на Солянке», где вся школота тусит, которую не пускают во «взрослую» «Солянку» . То есть, конечно, всегда нужно быть самим собой. Просто в 14 можно позволить себе глупости. Я вот опопсевший рэп слушал в их возрасте, типа 50 cent и читал только то, что в школе нужно было знать и ничего, поумнел с возрастом. Тяга к фильмам Годара и Достоевскому пришла сама собой, а не потому что быть умным стало модным. Просто всему свое время, у каждого возраста свои прелести.

- Ты сказал, что они не хипстеры, тогда кто, по твоему, хипстеры?
- Вот, что я точно сейчас тебе не скажу, так «хипстеры - это ребята, которые носят то-то, слушают то-то» - это все фигня! Какие-то клише и штампы, подаренные СМИ Сапрыкиным, потому что все это относится именно к малолеткам. Настоящие хипстеры, на мой взгляд, это наша старая уже компания. Ну то есть, мы мальчики как мальчики, девочки как девочки, просто наши интересы связаны с нью-рейвом, умными книжками и фильмами, журналом «Афиша», клубами «Солянка», «Пропаганда», «Арма»,  соответственно мы волей-неволей пару лет назад стали пересекаться на местных вечеринках и так нашли друг друга. Действительно как-то все одеты мы довольно стильно, но, думаю, это только вопрос твоего социального статуса. Мы все почти учимся в именитых вузах, преимущественно на гуманитарных и творческих факультетах. В принципе, не из бедных семей, поэтому уж где-то мы должны были пересечься с такими схожими интересами. А где мы познакомились: на пьяной вечеринке или в библиотеке - уже неважно, это детали.

- А что тебе больше не нравится: юные псевдохипстеры или внимание повышенное к ним?
- Да мне все равно, на самом деле. Просто Сапрыкин в своей статье назвал эту человеческую массу хипстерами, так и пошло все. Сразу вспомнили и древнюю статью в американском «Time Out” и подняли всех на уши - «Хипстеры! Хипстеры!». В России все как-то через одно место, то все сопляки готы, то они эмо, теперь - хипстеры. А разве это не выглядит достаточно забавным, чтобы начать стебать всех представителей той или иной субкультуры? Вот и пошли эти шуточки.

- Раз ты хорошо ознакомлен со статьей Сапрыкина, тогда невольно возникает вопрос: ты с ним согласен?
- Я его уважаю безмерно, он умный мужик, но со статьей, скорее, нет, чем да.

- Почему? Есть же в России хипстеры, так почему бы о них не написать?
- Есть они и есть. Тут дело в другом: основная мысль статьи была в том, что так называемые хипстеры ни к чему не стремятся,  у них нет никакой идеи, они только гнусно проматывают свою молодость в клубах и в высокопарных разговорах. Но это не так, то есть я не могу понять, про кого он писал. Если про малолеток, то у них в головках еще действительно пусто, ввиду чего, очевидно, что сделать они ничего глобального не могут, а настоящие хипстеры, ну это явно не субкультура. Я условно называю себя и свою компанию хипстерами, мы просто люди со схожими интересами, но не несем никаких уникальных идей о добре и свете - к чему нам быть субкультурой?  Хиппи пропагандировали свободную любовь и мир во всем мире, панки - анархию, а нам куда лезть? Хипстеры либо изолированы от политики, либо имеют свои независимые домыслы на эту тему, поэтому в этом плане я совершенно не понимаю, чего он хочет. Очевидно же, что на баррикады никто не пойдет: кому охота туфельки от Marc Jacobs марать?  Тоже самое с жизненными целями, позициями, нас только досуг объединяет, а этого мало для настоящего течения, каким обозначил хипстеров господин Сапрыкин.

- А какие у тебя в таком случае жизненные цели и позиции?
- Самые банальные: закончить уже наконец свой университет, найти нормальную работу, желательно по специальности, жениться, детей настругать (смеется).

- Я заметила странную тенденцию: среди хипстеров много одиноких людей. Как ты думаешь, это тоже мода, мода на независимость даже в личной жизни?
-  Да нет, явно не мода. Просто, думаю, люди с хипстерскими интересами становятся более разборчивыми. Девушке, слушающей Joy Division, уже не интересен футбольный фанат. Так же как и меня не влечет к поджаренной в солярии блондинке.

- У тебя-то есть девушка?
- Нет. Причины ищи в предыдущем ответе на твой вопрос.

- Уж неужели во всей этой модной тусовке невозможно найти себе достойную партию?
- На одну ночь - можно, на всю жизнь - трудновато. У меня как-то появляются девушки, но мы вместе недолго остаемся. Просто у обоих жизнь насыщенная и особой потери не ощущается, когда расстаешься с очередной. Видимо, просто не любил по-настоящему еще ни одну.

- Чего не хватает хипстерам?
- Новых мест для времяпрепровождения, европейской одежды по европейским ценам, уютных маленьких кофеен. А если из возвышенного, то хипстерам не хватает свободы от предрассудков. Всегда модно быть самим собой.


Явление «хипстер» появилось в европейском обществе не сегодня, не вчера и даже не в сентябре 2008ого, когда в «Афише» в колонке глубокоуважаемого редакционного директора ИД «Афиша» Юрия Сапрыкина появился своеобразный манифест российских хипстеров - материал «На сложных щах». Хипстеры появились еще в Америке сороковых годов, это были так называемые «битники» или «бит поколение» («разбитое поколение») - молодые люди, пытающиеся оправиться от ужаса пережитой войны. Сначала в их круг входили только джазовые музыканты, типа Чарли Паркера и Толлониуса Монка, а позже включились и другие представители американской богемы: писатели и художники. Типичными представителями литературы битников стали Чарльз Буковски, Уильям Берроуз, Джек Керуак. Их произведения были резкими, перечащими традиционным нормам морали, отсюда и появился стереотип, что все битники сплошь бунтари и отвергают общепринятые моральные принципы, вплоть до норм поведения. Они действительно были своенравными глашатаями американской свободы, именно они подготовили почву для дальнейшей культурной революции. Битники или хипстеры были романтиками XX века именно в том виде, в котором романтики могли существовать в то время.
Увы, хипстеры нашего времени схожи с ними лишь образом жизни. Нынешние любители покутить, как правило, никаких революционных идей не имеют. Они ходят на концерты, вечеринки, встречаются с друзьями, читают книжные новинки и смотрят свой арт-хаус. Конечно, ничего плохого в этом нет, собственно говоря, как нет и ничего хорошего. Больше всего Сапрыкина огорчает в его статье то, что хипстеры никуда не стремятся, не борются ни за что, не имеют общих целей и идей, так за что же им бороться? Хипстеры в России - это типичные представители молодого общества потребления: для них из-за бугра привозят пленочные фотоаппараты и поляроиды, молескины и новые коллекции для top shop, для них клубы приглашают зарубежных инди-музыкантов и устраивают восьмибитные вечеринки. Так уж сложилось у нас в стране (хотя думаю, что во всем современном мире), что любая новая субкультура становится золотой жилой для товаропроизводителей. В моде быть эмо? Держите розово-черные ободочки, колготочки с черепами, свитерки черно-розовые. А, что, уже немодно? Модно быть хипстером? Ну держите тогда, ребят, футболки со смешными надписями, джинсы-варенки и кожаные косухи «почти прям как в 80-ые». Типичные потребители не могут быть бунтарями, как ни крути. Московский хипстер ради мятежа не сможет пропустить очередного «Юдашкина» - уж слишком велик соблазн попасть в один кадр с модным стилистом и потом найти его на lookatme.
Как же стоит относиться к хипстерам? Лучше к ним не относиться, а быть самим собой, впрочем, гораздо лучше читать книги, потому что это «модно», чем по этой же причине резать вены. Как говориться, чем бы  дитя не тешилось, лишь бы оно не вешалось.






2 коммент.:

Unknown комментирует...

По-моему, они позёры. Даже когда начинают разговаривать о "сложных" и "умных" (на их взгляд) кино и книгах, каждый слушает только себя. Типа "посмотрите все, как я умно рассуждаю об этой непонятной книжке"

Анонимный комментирует...

что-то после интервью с так называемым хипстером меня начало подташнивать, честно.
По-моему, это типичная золотая молодежь, которая придумала себе новое название, да и все.
А мода частично прикольная, цветные джинсы кул:)

Отправить комментарий